Ирония судьбы или с лёгким паром / СССР, 1975г.
Режиссёр: Эльдар Рязанов
1.Мягкова загружают в Ил-62 (судя по салону), в облаках летит Ту-134, а в Ленинграде приземляется Ту-154...
2.К посадке в самолёт не допускаются пассажиры в пьяном виде, да ещё и в такой кондиции. Кроме того, билеты на самолёт - именные, так что Женя вместо Павлика улететь не смог бы. Для этого нужно было иметь, как минимум, паспорт и внешность того, на чьё имя оформлен билет.
3.На протяжении двух третей фильма, где действие происходит в квартире Нади, можно проследить за исчезновением и появлением отдельных предметов, как то: чайник (из которого поливали Женю), ведро, телефон и многое другое. Видимо, нам не показали как герои фильма использовали вышеуказанные предметы домашнего обихода, клали их на место, потом снова брали, и т.д. и т.п.
4.В начале фильма, когда Ширвиндт приходит домой к Мягкову, чтобы вместе отправиться в баню, дверь ему открывает мама. В руках у Ширвиндта бутылка шампанского, которую эта самая мама почему-то забирает дважды (жадная маманя).
5.Да и потом, уже в ленинградской квартире у Наденьки, с шампанским происходит что-то неладное. Надя приберегла одну бутылочку, ещё одну подружки принесли. А если посчитать, то в квартире можно обнаружить минимум (!) четыре бутылки.
6.Обратите внимание, как Надя накрыла стол к приходу Ипполита. Все продукты и предметы нахально прогуливаются по всему столу, оказываясь то на одном краю, то на другом, то посередине, то вообще исчезают на какое-то время.
7.Видно, что метёт вьюга и вообще очень холодно, а на Исаакиевском соборе снега нет. Сам Рязанов говорил, что во время съёмок (февраль-март) снега в Ленинграде не было и для имитации были скуплены все запасы ваты в близлежащих аптеках. А все улицы, попавшие в кадр, посыпали пенопластом.
8.Барбара Брыльска садится в такси, чтобы отправиться на вокзал. Обратите внимание на внешность водителя. Это брюнет с пышными бакенбардами. Когда же машина подъезжает к вокзалу, мы видим : водитель-то уже совсем другой - блондин и без бакенбардов.
9.Когда Ипполит в порыве ярости мчится на машине и вылетает на замёрзшую Неву, то на него из грузовика сыплют снег. Спрашивается: и кто бы это убирал снег ночью, да ещё и новогодней?
10.Садясь в такси, Надя называет шоферу место, куда её нужно доставить, - Московский вокзал. Но покупает билет (для Жени Лукашина) почему-то... в Центральных железнодорожные кассы на канале Грибоедова. Хотя шофёр привёз её к Московскому вокзалу.
11.Купив билет, Надя не спеша гуляет по городу. Маршрут её абсолютно лишен всякой логики (кроме режиссерской) и всегда вызывал снисходительную улыбку у ленинградцев-петербуржцев: от ж/д касс на канале Грибоедова через Исаакиевскую площадь до Петропавловки!!!
Справедливости ради нужно добавить, что так же смешно смотрится прогулка Жени, когда под стихотворение «Как больно, милая, как странно...» он добирается пешком до дома - через Черёмушки (!) и Коломенское (!).
12.Мягков выбрасывает фотографию Яковлева (Ипполита). Фотография падает в сугроб, а на ней... Басилашвили (факт, подтверждённый Рязановым).
На роль Ипполита действительно был утвержден Олег Басилашвили, на которого уже шили костюмы. Однако незадолго до начала съемок у артиста умер отец. Актера заменил Юрий Яковлев. К счастью, костюмы ему пришлись впору.
13.После того, как герой Мягкова спел свою песенку («Если у вас нету тёти»), он просит Барбару Брыльску сыграть что-нибудь и передаёт ей гитару, держа рукой за гриф. Меняется ракурс и нам показывают, как Барбара берёт эту гитару. Гриф гитары уже в другой руке Мягкова.
14.Когда Надя приезжает домой (самый первый эпизод с её участием) и ждёт лифт, на стене висит табличка с телефоном техпомощи - видно, что номер семизначный (241-04-44), - а у Нади-то телефон шестизначный (14-50-30).
Эту же самую табличку можно увидеть в эпизоде, когда Павел приезжает к Жене, в Москве!
15.Когда Женя первый раз приходит в квартиру Нади, то он открывает дверь ключом и просто закрывает её. Следом приходит Надя и снова отпирает ключом незакрытый замок.
Но это ерунда, ну покопалась в замке, ну открыла дверь, ну не поняла, что замок уже открыт. Странно другое, если как следует посмотреть на дверь, то можно увидеть, что в двери два замка и верхний, между прочем, защёлкивается. Но почему-то герои фильма, находясь на лестничной клетке, открывают ключом нижний замок, а находясь со стороны квартиры верхний.
Правда, в некоторых случаях дверь у них вообще не закрывалась на замок.
16.В начале фильма, когда показывают титры, что «Эта история могла произойти исключительно в новогоднюю ночь», видно опечатку, - написано «искЮчительно».
17.Когда Ипполит в гневе уезжает (Женя пытается его вернуть), то садится в машину, полностью облепленную снегом, затем мы видим бегущего Женю в практически чистое заднее стекло «Жигуля», а затем и всю картину погони сверху - машина совершенно чистая!
18.Когда Женя с Надей выпили за Новый год, Женя смотрит на телефон. Затем нам показывают телефон крупно. У телефона УЖЕ стоит Женин фужер, а прямо под телефоном виден обрывок газеты. Этой газеты ни в предыдущих, ни в последующих сценах нет!
19.В эпизоде, когда Мягков разговаривает по телефону с Галей, он садится на пол (около тумбочки), на которой красной краской написан инвентарный номер! Какие, однако, заботливые и аккуратные хозяева!
20.Распространённое заблуждение о том, что телефон в квартире Нади, судя по всему, имеет свойства светофора - то он красный, то зелёный, то снова красный. Уточняем - красный стоит в комнате на тумбе, зелёный - в прихожей на этажерке.
21.Женя собирается ехать «домой» на такси. В одной руке у него был портфель, а в другой - веник, завёрнутый в газету. Со словами «- Вот вам!» он бросает в группу молодых людей какой-то свёрток. Так как садится он в такси только с пустым портфелем, напрашивается вывод - бросил он веник! НО чуть позже этот самый веник благополучно торчит из портфеля!
22.В эпизодах, когда Надя ищет свой паспорт (чтобы показать его Жене) и когда Женя не может понять, где он находится, на польском гарнитуре видны две ручки на дверцах сверху. Когда же Надя прячет фото Ипполита от подруг, видно, что одной ручки уже нет! До конца фильма она так и не появляется.
23.Когда Надя просит Женю достать шампанское, видно, что холодильник работает (горит свет). Когда же Надя, убирая продукты со стола, открывает его, видно, что свет уже не горит.
24.Ипполит в гневе порывается уйти и Надя бежит за ним. Видно, что в прихожей стоит груда чемоданов и сверху коробка от коньяка «Camus». Надя с мамой, наверное, отмечали новоселье,- неплохо для учительницы в 1975 году! Когда же Надя собирается уйти из дома (потом она решит ехать на вокзал),- коробка в прихожей уже другая.
25.Когда Надя бежит за чайником, чтобы поливать Женю, заметно, что сверху стопки грампластинок (у колонки) лежит пластинка с БЕЛОЙ наклейкой. В конце первой серии Женя подходит к проигрывателю и сходу берёт верхнюю пластинку,- она уже с КРАСНОЙ наклейкой.
Чуть позже Женя звонит по телефону. В проигрывателе стоит пластинка с СИНЕЙ наклейкой. А когда Надя вернулась с фотографией Ипполита,- пластинка опять с КРАСНОЙ наклейкой.
26.Когда Ипполит устраивает «автородео» в заснеженном ночном Питере, за рулём его «Жигуля» можно рассмотреть каскадёра.
27.Надя с мамой ещё не успели привести квартиру в порядок,- на стене красуется надпись мелом... Прямо «Чёрная кошка» какая-то :)))
28.Когда Лукашин (Мягков) в первый раз садится в лифт вместе с мужиком и его собакой, то видно отражение человека из съёмочной группы в кабинке лифта.
29.В сцене, где Ипполит смотрит телевизор, пока Надя надевает новогоднее платье, в правом углу кадра на секунду мелькает кто-то из съёмочной группы в синем джемпере.
30.Сцена, когда Яковлев заходит пьяный в ванну Нади, чтобы помыться (в ответ на реплику Мягкова «...а зачем ждать целый год...»). Включив воду, он произнёс: «О! Тёпленькая пошла!». В тот момент в Останкино (где снимали ленту) действительно дали тёплую воду. Этой фразы в сценарии не было, но Рязанов решил импровизацию не вырезать. Это подтвердила сама Барбара в одной из передач по ОРТ.
31.В самом начале разбирательства, когда Мягков говорит «Лапочка...» и хочет потрепать Брыльску за щёку, та даёт ему по мордасам. Он падает и по направлению её глаз можно предположить, куда он упал. В следующем кадре он встает с ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ стороны предполагаемого падения.
32.Кто-нибудь подскажет,- что это за живность в кадре появляется??? Замечено в DVD-версии, но суть вопроса не меняет. :))) Если кто разберётся, - пожалуйста, дайте ответ!
33.Очень интересную планировку имеет квартира Нади Шевелевой (соответственно и Жени Лукашина)! По всей видимости, там есть сквозной проход из прихожей в большую комнату, оттуда - во вторую смежную комнату, а из второй - обратно в прихожую (или в коридорчик у кухни?). Это подтверждается тем, что мама Нади, перекрывая Жене «путь к отступлению», закрыла не только двустворчатую дверь в большую комнату, но и одностворчатую - во вторую комнату. Не слишком ли круто для «типовой» двухкомнатной квартиры?
34.Обратите внимание на полотенце на плече мамы Жени Лукашина (сцена в начале фильма, когда Женя собирается в баню, а мама накрывает на стол). Оно то есть (на этом самом плече), то его нет, то снова есть!
35.Здесь же. Женя в ожидании Гали помогает маме накрывать на стол. Обратите внимание на тарелки,- они стоят стопкой. После того, как крупным планом показывают маму, которая собирается уходить к подруге, тарелки уже расставлены на столе. На этом история с тарелками не заканчивается. Мама с Женей уходят за фужерами, а после того как они возвращаются, тарелки снова стоят аккуратной стопкой!
Кроме того, другие предметы также поменяли свои места!
36.Когда Барбара Брыльска возвращается из ж/д касс домой,- уже рассвело. После этого Мягков успевает на первый самолет - в 7 утра. А ведь в Питере далеко не сезон белых ночей, а совсем даже наоборот!
37.Интересное наблюдение. Бурков, когда им нечем закусить, говорит: «Вот шоколадка, какая ни есть, а всё-таки закуска», а сразу за его спиной - буфет (там Ширвиндт брал пиво), где подносы с апельсинами, яблоками и т.д. Хотя, если б они закусывали - сюжета бы не получилось.
38.Откуда возникает лишняя бутылка водки в бане? Принесли одну бутылку, из неё наливают, а на столе вдруг появляется ещё одна!